Адаптивная система контроля навигационных знаний


https://doi.org/10.15217/issnl684-8853.2017.4.95

Полный текст:


Аннотация

Постановка проблемы: при подготовке авиационных специалистов требуется непрерывный мониторинг успеваемости, таким образом, вопросы, связанные с обеспечением качественного контроля знаний, оценивания степени усвоения учебного материала на теоретическом этапе обучения становятся все более актуальными. Цель исследования: рассмотрение прикладных задач контроля навигационных знаний с использованием смысловых графовых моделей учебного материала, применяемых для структурирования учебных элементов предметной области, ранжирования (определения сложности) тестовых заданий при адаптивном тестировании с помощью аппарата нечеткой логики (определения степени приближения ответа обучаемого к эталонному), а также разработка программы автоматизированного тестирования для реализации непрерывной процедуры адаптивного контроля знаний. Результаты: сформулированы целевые задачи, решаемые программой: обеспечение контроля уровня усвоения теоретического материала, диагностика и восстановление неусвоенные/неполных (фрагментарных) знаний на теоретическом этапе обучения с учетом адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых. Предложен алгоритм адаптивного контроля знаний на базе тестирования закрытого типа (с приведенными вариантами ответа) для обучения авиационных специалистов. На основании алгоритма в среде графического программирования NI LabVIEW спроектирована программа, которая реализует процедуру адаптации уровня сложности тестовых заданий к уровню подготовки каждого конкретного обучаемого и организует автоматизированное тестирование. По результатам тестирования осуществляется автоматизированный контроль знаний и обеспечивается его объективность и безошибочность. Программа тестирования может быть использована также в качестве самодиагностирующей при реализации внеаудиторной самостоятельной работы обучаемых. Осуществляется частичная разгрузка инструктора (преподавателя) за счет его освобождения от выполнения ряда технологических операций, связанных с обработкой результатов тестирования. Практическая значимость: разработанная на базе языка графического программирования NI LabVIEW дистанционная адаптивная система обучения позволяет сократить время, отведенное на обучение в рамках теоретической подготовки, а также интенсифицировать обучающий процесс и в конечном счете повысить степень усвоения учебного материала.

Об авторах

А. П. Григорьев
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; АО «Конструкторское бюро “Арсенал” им. М. В. Фрунзе»
Россия


С. Г. Бурлуцкий
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Россия


А. О. Чернелевский
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; ПАО «Техприбор»
Россия


Список литературы

1. Глова В. И., Дуплик С. В. Модели педагогического тестирования обучаемых // Вестник Казан. гос. тех. ун-та им. А. Н. Туполева. 2003. № 2. С. 74-79.

2. Лаптев В. В. Модель предметной области и оценка ее сложности в обучающей системе по программированию // Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. Управление, вычисл. техн. и информ. 2010. № 2. С. 35-44.

3. Васильев В. И., Тягунова Т. Н., Хлебников В. А. Триадная сущность шкалы оценивания // Дистанционное образование. 2000. № 6. С. 19-25.

4. Рудинский И. Д. Модель нечеткого оценивания знаний как методологический базис автоматиза ции педагогического тестирования // Информационные технологии. 2003. № 9. С. 46-51.

5. Григорьев А. П., Орлов А. А. Адаптация АОС к психофизиологическим особенностям обучаемых // Сб. докл. научной сессии ГУАП. СПб.: ГУАП, 2014. С. 22-26.

6. Григорьев А. П., Писаренко Е. С. Моделирование психофизиологического тестирования обучаемых высшей технической школы // Сб. докл. научной сессии ГУАП. СПб.: ГУАП, 2014. С. 26-29.

7. Дуплик С. В. Модель адаптивного тестирования на нечеткой математике // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 4. С. 78-88.

8. Haykin S. Neural Networks: A Comprehensive Foundation. 2nd ed. - Prentice-Hall, 1998. - 842 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Григорьев А.П., Бурлуцкий С.Г., Чернелевский А.О. Адаптивная система контроля навигационных знаний. Информационно-управляющие системы. 2017;89(4):95-102. https://doi.org/10.15217/issnl684-8853.2017.4.95

For citation: Grigoryev A.P., Burlutsky S.G., Chernelevsky A.O. Adaptive System for Navigational Knowledge Control. Information and Control Systems. 2017;89(4):95-102. (In Russ.) https://doi.org/10.15217/issnl684-8853.2017.4.95

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1684-8853 (Print)
ISSN 2541-8610 (Online)